|
Исследования Рунета: весна 2003
|
|
Источник: Инфобизнес
Сроки проведения: 1 - 30 апреля 2003
Участники: 50 веб-сайтов, баннерная сеть RLE
Количество заполненных анкет: 7200
Представление результатов: 30 мая 2003 года
Содержание отчета
Отчет по исследованию представляет собой печатный документ объемом около 100 страниц, включающий графики и комментарии по следующим основным группам вопросов:
- Демографические данные пользователей российского Интернет
- Работа в Интернет
- Отношение к рекламе в Интернет
- Электронная коммерция
- Благосостояние
- Аналитическая часть
В итоговом отчете пользователи Интернет поделены на сегменты в зависимости от уровня доходов. Производится их анализ по следующим вопросам:
- Возраст
- Пол
- Образование
- Социальный статус
- Использование Интернет-инструментов
- Посещаемые сайты
- Способ подключения к Интернет
- Отношение к рекламе
- Покупка и оплата товаров или услуг через Интернет
- Сотовая связь
- Автомобили
Некоторые факты из отчета по исследованию
Темпы роста российского сегмента Интернет увеличиваются практически каждый год, но структура аудитории пока еще отличается от структуры аудитории западного Интернет. Так, например женщин в Российском Интернет в два раза меньше, чем мужчин, в то время как в западной Европе и США доля женской аудитории не уступает, а зачастую и превосходит мужскую. Данные о продолжительности использования Интернет за последние два года говорят о росте количества пользователей. В 2002 году рост числа пользователей составил 13%, а в текущем должен приблизиться к 20%. Только за первые 3 месяца этого года Рунет приобрел около 6% новых пользователей.
Очевидно, что представители русскоязычной аудитории Интернет проживают не только России, но в других странах. Среди посетителей русскоязычных сайтов около 90% являются жителями России, в то время, как на страны СНГ приходится менее 5 %.
Основную часть пользователей составляют по-прежнему жители Москвы и Санкт-Петербурга - 38% и 9% соответственно. Российские Интернет-пользователи в целом достаточно высокообразованные люди - доля пользователей с незаконченным высшим и высшим образованием составляет более 78%.
Тенденции последних лет свидетельствовали о росте числа домашних пользователей Интернет. Сегодня среди Российской Интернет-аудитории доля тех, кто выходит в сеть из дома составляет более 80%, в то же время практически 70% респондентов используют Интернет еще и на работе.
К сожалению, в России все еще достаточно низка доля пользователей (около 12%), имеющих дома широкополосное соединение с Интернет - по прежнему самым популярным остается модемное соединение. Обратное соотношение наблюдается для компаний, которые преимущественно подключены по выделенной линии. Это объясняется тем, что широкополосный доступ можно приобрести по разумным ценам только в городах с населением свыше 1 млн. человек. И совсем незначительное число пользователей выходят в Сеть с мобильных телефонов, так как стоимость трафика и качество связи все еще оставляют желать лучшего.
В среднем пользователь ядра аудитории проводит в Интернет более одного часа в день и пользуется не менее 5 дней в неделю. Российские пользователи Интернет активно осваивают практически все новые сетевые инструменты такие, как Интернет-трейдинг, аукционы, казино, альтернативные платежные системы.
Подавляющее большинство пользователей (90%) до сих пор считает, что e-mail - это удивительно эффективный метод коммуникации, главным преимуществом которого является устранение привязки к конкретному телефонному номеру.
По-прежнему самыми популярными сайтами в Рунете являются поисковые машины. Можно говорить о том, что для пользователей Интернет новостные сайты являются самым удобным и доступным источником информации.
Сегодня наблюдается устойчивый рост потребительской активности в Интернет. По-прежнему самой эффективной рекламой является реклама мобильных телефонов, компьютеров, программного обеспечения и операторов мобильной связи. Общее число пользователей, совершавших покупки через Интернет, составляет 46%.
Самыми покупаемыми товарами остаются книги и аудио-видео носители, в то же время пользователи стали больше покупать дорогих товаров, в частности - бытовую электронику. Продажи компьютеров и комплектующих напротив снизились относительно других товаров, но по-прежнему являются востребованными. В то же время для работы больше всего покупается программное обеспечение, продажи которого продемонстрировали за прошедшие полгода значительный рост. Такое соотношение по товарам сохраняется и в том, что пользователи планируют приобрести через Интернет. При этом около двух третей пользователей, планируют сделать покупки через Интернет в ближайшие полгода.
К сожалению, так и не получили широкого признания альтернативные средства оплаты товаров - по-прежнему основной вид расчетов - оплата наличными курьеру при получении товара. Тем не менее, количество людей, использующих для оплаты покупок в Интернет кредитные карты и электронные деньги, неуклонно возрастает, и многие считают платежные системы более удобным средством оплаты. Тем не менее, многие пользователи по-прежнему считают, что оплата кредитной картой или электронными деньгами сопряжена с большим риском, по сравнению с оплатой наличными или наложенным платежом.
Исследование аудитории Интернет, согласно уникальной методологии (know-how), разработанной компанией МАСМИ, проходит в два этапа. Сначала проводится предварительный опрос в рамках оффлайн проекта <Омнибус>, где определяется реальная доля пользователей Интернет и устанавливаются их основные демографические параметры (пол, возраст и т.п.). Затем начинается собственно исследование Онлайн Монитор, в ходе которого респонденты в удобной для них обстановке отвечают на вопросы электронной анкеты.
Участие сайтов-партнеров заключается в том, что на их сетевых ресурсах располагаются ссылки на страницы с анкетой. Каждый из тех, кто размещает приглашения ответить на вопросы исследования, получает отчет, содержащий всю информацию, собранную на сайте и обобщенные данные по стране.
Онлайн Монитор - крупнейшее исследование онлайн, целью которого является изучение тенденций развития Интернет - проводится два раза в год. Его результаты позволяют крупным российским и международным компаниям - клиентам МАСМИ оперативно адаптировать маркетинговую стратегию к динамично меняющейся ситуации на рынке.